В рамках психолого-педагогического сопровождения отдельных групп обучающихся, эффективного решения проблем их обучения, воспитания и развития информируем о необходимости усиления в общеобразовательных организациях профилактической работы, направленной на развитие у обучающихся коммуникативной компетентности, социальной гибкости, дружелюбия, совершенствование навыков конструктивного разрешения конфликтной ситуации, в том числе проведение самоанализа своего психологического состояния и имеющихся ресурсов личности, повышение культуры межличностного взаимодействия.
Потребность усиления данной работы обусловлена, в том числе, сезонным ухудшением в весенний период психо-соматического здоровья обучающихся, их поведения и эмоционального состояния, повышением учебной нагрузки в конце учебного года, подготовкой и началом периода итоговых контрольных и аттестаций. Кроме того, родители (законные представители) традиционно в конце учебного года повышают требования к успеваемости несовершеннолетних.
Особое внимание специалистам психолого-педагогического профиля, классным руководителям необходимо обратить на отдельные целевые группы обучающихся («группы риска»):
часто и длительно болеющие дети;
обучающиеся, состоящие на различных видах внутришкольного учета,
обучающиеся с отклоняющимся поведением (девиантное поведение,
суицидальное поведение);
обучающиеся, находящихся в кризисном состоянии после травмирующего события;
обучающиеся с высокими познавательными потребностями и возможностями (одаренные дети);
обучающиеся, сдающие в текущем периоде государственную итоговую аттестацию;
дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;
дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;
дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды.
В отношении выше перечисленных категорий обучающихся меры психолого-педагогического сопровождения при выявлении маркеров детского
неблагополучия (частая и беспричинная смена настроения, снижение интереса к учебе и прежним увлечениям, ухудшение успеваемости, увеличение числа пропусков занятий и прогулов, снижение когнитивных функций (рассеянность, забывчивость и т.д.), изменение прежнего круга общения: потеря старых друзей, отсутствие желания находить новых, незаинтересованность происходящими событиями в семье, классе, неконтролируемая агрессия (вербальная и физическая), склонность к риску и др.) должны быть усилены, а именно: ежедневное наблюдение за изменениями в поведении и эмоциональном состоянии детей;
беседы классного руководителя с обучающимися о психологическом самочувствии;
отслеживание занятости обучающихся во внеурочное время;
взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающихся, своевременное направление к педагогу-психологу в случаях неадекватного или резко изменившегося поведения и состояния;
сопровождение обучающихся, их родителей (законных представителей) психолого-педагогическим консилиумом (при необходимости).
Необходимо обеспечить проведение педагогическими работниками и специалистами психолого-педагогического профиля мероприятий, направленных на формирование у обучающихся стрессоустойчивости, бесконфликтного общения, развитие проблемно-разрешающего поведения, а также на вовлечение в социально позитивную деятельность (участие в социально значимых проектах, добровольческой деятельности и т.п.), формировать позитивную мотивацию обучающихся и благополучный психологический климат в общеобразовательной организации.
Напоминаем, что в целях обучения педагогических работников оказанию помощи обучающимся в кризисной ситуации, освоения практик конструктивного общения рекомендуется использовать Тelegram-канал Федерального координационного Центра по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации «Психологическое сопровождение педагогических работников»: https://t.me/pedagogimgppu.
Для организации эффективной профилактической работы целесообразно использовать следующие методические материалы и рекомендации: методические рекомендации ФИОКО по внедрению в практику образовательных организаций современных методик в сфере профилактики
деструктивного поведения подростков и молодежи (на основе разработок российских ученых) https://goo.su/MYB9etz; сборник эффективных моделей и практик воспитательной работы и работы по профилактике деструктивного поведения подростков и обучающейся молодёжи https://goo.su/8WZS7HN; методические рекомендации по применению в практике воспитательной и профилактической работы с обучающимися Навигатора профилактики девиантного поведения – 2022, разработанного коллективом специалистов факультета Юридической психологии и Центра экстренной психологической помощи МГППУ для педагогов, классных руководителей и других специалистов образовательных организаций https://goo.su/rOvcgI; методические рекомендации для образовательных организаций «Профилактика социально-негативных явлений в образовательной среде», разработанные БУ ВО «Областной центр ППМСП» (https://goo.su/gPkO). Повторно просим дать поручение руководителям общеобразовательных организаций:
обеспечить непрерывное психолого-педагогическое сопровождение обучающихся общеобразовательных организаций, в первую очередь обучающихся «группы риска», обучающихся выпускных классов;
использовать результаты социально-психологического тестирования для выявления детей «группы риска» и планирования профилактической работы;
использовать ресурсы психолого-педагогического консилиума и совета профилактики образовательной организации при сопровождении обучающихся «группы риска»;
обеспечить межведомственное взаимодействие субъектов системы профилактики в части обмена информацией о детях, находящихся в трудной жизненной ситуации, информационной безопасности обучающихся.
Напоминаем, что методическую поддержку общеобразовательных организаций в вопросах организации профилактической работы с обучающимися, психолого педагогического сопровождения педагогических работников по изложенным вопросам, разработке программ (планов) индивидуально-профилактической работы с обучающимися группы риска осуществляют:
региональные центры по психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи по заявкам образовательных организаций (по территориальному признаку);
главный внештатный педагог – психолог в системе образования
Вологодской области, заместитель директора по организационно-педагогической работе БУ ВО «Областной центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» Загоскина Татьяна Викторовна (контактный телефон: 8(8172) 51-38-28).